Виды и способы персонализации рекламно-сувенирной продукции
14 июня 2016
Сегодня практически ни одна рекламная акция не обходится без сувениров с символикой компании, а сами сувениры – без отличительной приметы, нанесённой с помощью одного из методов персонализации - тампопечати.
Тампопечать
Сегодня практически ни одна рекламная акция не обходится без сувениров с символикой компании, а сами сувениры – без отличительной приметы, нанесённой с помощью одного из методов персонализации - тампопечати.Одним из методов выделения сувенира в череде ему подобных по праву считается тампонная печать или тампопечать, как её ещё иногда называют. Технически тампопечать представляет собой процесс нанесения изображения с помощью специального эластичного тампона (отсюда, собственно и название – тампонная печать). Современная тампопечать работает практически с любыми видами материалов. Так тампопечать на стекле встречается не реже, чем тампопечать на пластике. Кроме того, активно распространена и тампопечать на металле. Такое разнообразие возможностей открывает широкие перспективы для огромного количества самых разных сувенирных направлений.
Современные типографии имеют возможность печатать на авторучках, зажигалках, брелоках и т. д.
Способ появился в Швейцарии, где им печатали циферблаты часов. Тогда в качестве элемента для переноса изображения использовали тампон из желатина. (На некоторых отечественных предприятиях до сих пор также применяют тампоны из желатино-глицериновой массы. Такие тампоны имеют низкие химическую устойчивость и механическую прочность, нестабильны по свойствам. Их тиражестойкость 1,5-2,0 тысячи оттисков.)
В середине 60-х годов ХХ века была создана первая машина тампонной печати с электрическим приводом. Вскоре появились тампоны из вулканизированного холодным способом силикона.
В настоящее время применяются тампоны из полиэфируретанов и силиконовых каучуков. Их тиражестойкость — несколько сотен тысяч оттисков.
Печать «по сырому» красками на растворителях (аналогично многоцветной трафаретной печати) позволяет наносить несколько красок. В настоящее время стала возможна растровая печать изображений хорошего качества.
Шелкография (трафаретная печать)
Метод воспроизведения текста и графических изображений при помощи трафарета — печатной формы, через которую краска проникает на печатный материал(текстиль, пластик) в местах, соответствующих печатающим элементам.Шелкографией называют разновидность трафаретной печати, в которой в качестве формного материала используются специальные полиэфирные, полиамидные (нейлоновые) или металлические сетки частотой 4-200 нитей/см и толщиной примерно 18-200 мкм. Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления печатной формы может быть использован как сухой плёночный фотослой (капиллярная плёнка), так и жидкая фотоэмульсия, высушиваемая на сетке после нанесения.
Печать соответствующими красками может проводиться практически по всем материалам — по бумаге, пластику, ПВХ, стеклу, керамике, металлам, тканям, коже и т. д. Краски могут различаться по типу связующего — водные, сольвентные (на основе растворителей), ультрафиолетового отверждения, пластизоли (требующие температурную фиксацию).
Шелкография также используется для печати деколей (переводных картинок на стекло или керамику) с последующим обжигом или без него.
Деколь (деколирование)
Самое надежное нанесения логотипа на посуду, изделия из фарфора, керамики.Изображения, сделанные деколью, практически невозможно удалить с поверхности кружки или тарелки. Деколирование или деколь – это способ нанесения изображений на посуду с использованием высокотемпературных неорганических красок.
Современная технология деколирования позволяет обеспечить максимальную механическую стойкость нанесенных изображений на любой посуде. Изображение, нанесенное деколью, прослужит столько же, сколько будет жить сама кружка, пепельница или тарелка.
Изображения, нанесенные с помощью этой технологии, устойчивы как к механическим повреждениям, так и к воздействию химических реагентов. При высокотемпературном деколировании (так называемая горячая деколь - 650-800 градусов) неорганические краски при обжиге, проникают в структуру керамики, фарфор, за счет чего и достигается очень надежное сцепление краски и поверхности и изображения.
Деколь на керамике и на стекле ведёт себя по-разному из-за разных механических свойств материалов. С этим связаны и различия в механической стойкости деколи на стекле и керамике. Существует более щадящая технология – холодная деколь (проводится при температуре 180-200 градусов). Краски не проникают вглубь структуры стекла, а спекаются только с поверхностным слоем стеклянной посуды. В связи с этим деколь на стеклянных изделиях обладает меньшей устойчивостью к истиранию, чем деколь на фарфоре, керамике или фаянсе.
Термотрансфер (перенос, перемещение, перевод)
Один из способов нанесения изображений на поверхности, с помощью пресса с кратковременным (от 5 до 30 секунд) воздействием температуры от 120ºС до 190ºС. Термотрансферная технология подразумевает нанесение изображения на декорируемую поверхность с промежуточного носителя (специальной бумаги или пленки) при помощи термопресса.В домашних условиях термотрансфер наносится бытовым утюгом. Однако нужно помнить что при переносе на ткань термоаппликации, немаловажную роль играют три основных фактора: температура, давление и время. При строгом соблюдении этих правил Вы получите отличный результат термопереноса. Применяются термотрансферы достаточно широко.
В России производятся, в основном, простейшие виды термотрансферов: плоские одно-, двух-, трех-, четырёхцветные, предназначенные для неэластичных или малоэластичных тканей. Изготавливают простейшие термотрансферы шелкографическим (трафаретным) способом либо вырезают на плоттере из термотрансферных одноцветных пленок. Кроме того, широкое распространение имеют цифровые термотрансферы для единичных. Цифровые термотрансферы следует отличать от промышленных профессиональных термотрансферов.
Цифровые термотрансферы печатаются на принтере на специальной термотрансферной бумаге. При термопереносе цифровых принтов на изделие переносится полностью лист (выглядит это как если бы на ткань был приклеен простой белый лист А4 с напечатанным изображением и белыми полями), поэтому здесь необходим соответствующий дизайн. Цифровые термотрансферы имеют нестабильные эксплуатационные характеристики и очень невысокое качество, например, стирка допускается не выше 30ºС.
Промышленные термотрансферы могут быть изготовлены с красками водными либо пластизолевыми. Особым видом принтов являются сублимационные термотрансферы. Применение того или иного вида термотрансферов диктуется видом материала и характером изделия, на которое он наносится, а также дизайном изображения. Например, для эластичных тканей производятся специальные эластичные принты, для вязаного трикотажа — твердые, не тянущиеся трансферы повышенной прочности. Для светлых синтетических изделий используются сублимационные термотрансферы. Самое главное преимущество термотрансфера перед шелкографией - это то, что термотрансфер наносится на одежду за 5-8 секунд, и при этом изделие не требуется сушить в сушке, а можно сразу надеть на себя. Также не нужно иметь громоздких каруселей с красками, сушками и т.д., нужен всего лишь термопресс.
Тиснение
Полиграфический процесс, относящийся к послепечатной обработке продукции, производящийся на ручных, полуавтоматических и автоматических прессах для тиснения, основанный на припрессовке горячим или холодным способом металлизированной или пигментной фольги или полимерной пленки с напылением нужного вещества для улучшения привлекательности упаковки, этикетки, рекламно-сувенирной или полиграфической продукции.Процесс подразделяется по видам:
Тиснение фольгой — тиснение, при котором между нагретым клише и материалом (бумагой, кожей, пластиком и т. д.) протягивается фольга и производится прессование. Под действием нагретого клише металлизированное или пигментное напыление отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности тиснимого материала.
Слепое тиснение (блинтовое тиснение)— (от Нем. blint — слепой) тиснение с помощью клише с целью получить оттиск с гладкой поверхностью (например, на текстурной бумаге, на коже). Для получения лучшей гладкости или глянца могут применяться специальные прозрачные пленки. Рабочие температуры процесса, как правило, ниже, чем при тиснении фольгой, во избежание перегрева и порчи материала.
Конгревное тиснение без фольги — (англ. embossing, нем. praegung) придание рельефа (в сторону наблюдателя) спрессовыванием материала между клише для конгрева (матрицы) и патрицы (контрматрицы, ответной части). Изображение делается выпуклым. Производится либо холодным способом, либо с подогревом клише до 60 градусов Цельсия.
Конгревное тиснение с фольгой — как правило, процесс производится в один удар (оттиск), то есть перенос фольги и придание рельефа происходит одновременно. В обычных условиях этот процесс разделяется на два: сначала припрессовывается фольга, вторым прогоном придается рельеф. В данном же случае, Конгревное тиснение с фольгой позволяет вдвое сократить время, затрачиваемое на тираж. Единственное препятствие — дороговизна клише, технологически более сложного, чем обычно, а также наличие навыка работы в один удар у оператора пресса.
Обратный конгрев — (англ.debossing) редко применяемый термин, равно как и редкий процесс в российских типографиях. Речь идет об обнижении изображения ниже уровня материала (то есть в сторону от наблюдателя). Таким способом можно делать на бумаге, например, эффектные следы, как бы продавившие лист.
Текстурирование — процесс подразумевает нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д.)
Лазерная гравировка
Процесс гравировки, выполненный на лазере (лазерном станке).В лазере, (лазерном станке) свет от лампы, фокусируется в луч и передается через систему зеркал или оптическое волокно на линзу, где он приобретает окончательную фокусировку и попадает на гравируемый материал. При этом, чем ближе расстояние от линзы до материала к фокусному, тем точнее и тоньше могут быть линии гравировки. В процессе лазерной гравировки снимается (выжигается, испаряется) верхний слой или слои за счет чего на поверхности материала возникают углубления, сочетания которых дают необходимое изображение или надпись.
Глубина гравировки зависит от выбранной мощности лазерного станка, от физических свойств гравируемого материала и от количества проходов (количества линий — траектория которых совпадает с траекторией уже выгравированных линий, проще говоря, повторений сделанных по одной и той же заготовке).
Плюсы лазерной гравировки перед другими методами нанесения гравировки заключаются:
- в быстроте процесса, что значительно понижает его себестоимость ;
- нет физического воздействия на материал, что может позволить гравировать труднодоступные и неудобно расположенные участки материала;
- воздействие оказывается на минимальную площадь поверхности (примерно 10-20 микрон), что влияет на точность выполненной гравировки;
- процесс гравировки задается и координируется компьютером, что позволяет почти исключить брак в изделиях и позволяет достичь точности позиционирования в пределах детали.
Но как и в любом технологическом процессе в лазерной гравировке есть и свои недостатки: не все материалы могут перенести температурное воздействие лазерного луча, вследствие чего деталь испытывает нежелательные деформации.
Вышивка (Вышивание)
Общеизвестное и распространенное Машинное или Рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, тюля и пр.С некоторых пор ручной труд для простых вышивок почти совершенно вытеснен машинным шитьем. Первая вышивальная машина появилась во Франции в 1821 г., а 4 года спустя г. Бартелеми Тимонье д’Амплепи (Barthelemy Thimonnier d’Amplepis) изобрел другую машину, которая все-таки не оказалась удобоприменимой для широкого производства. И наконец, на французской выставке 1854 г. появилась машина Гейльмана, которая возбудила всеобщий восторг и произвела целый переворот в производстве вышивок. С тех пор в машине Гейльмана сделано было несколько незначительных изменений, из которых самые удачные изобретены г. Барбом Шмитцом из Нанси; но принципиальная идея и механизм машины Гейльмана остались те же.
Без сомнения, машинное вышивание может только быть применимо к не особенно сложным узорам для того, чтобы вышивки могли быть общедоступны и могли получить широкое распространение, к примеру в рекламных целях.
Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
Бесконечно разнообразны виды швов:
- для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;
- для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями.
Применяемые, как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых. От легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).
Флокирование
Процесс покрытия флоком. Состоит в покрытии поверхности определенной формы, предварительно смазанной клеем, нарезанными текстильными волокнами. Методы покрытия в прежние времена были разными, а в настоящее время это делается под воздействием электростатического поля, получаемого с применением флокатора.Нарезанные волокна (мононити), так называемый «флок», получают из сырья различного происхождения (шерсть, хлопок, полиамид, вискоза, акрил и т. д.) Они бывают разной длины, разных цветов и разной толщины. Для электростатического флокирования волокна, в процессе химической активации (сразу после крашения), обрабатываются специальными электролитами. Только активированные волокна флока в электростатическом поле флокатора ориентируются перпендикулярно поверхности клея «ёжиком».
Существует несколько типов флока:
- флок некалиброванный, «под замшу» (молотый) или флок с волокнами разной длины;
- калиброванный флок (резанный), нити которого нарезаны с высокой точностью (стандартными длинами для калиброванного флока являются от 0.2 мм до 5 мм).
Следуя природе и размеру используемых текстильных нитей, возможно получение следующих видов флокирования:
Замшевый, бархатный, войлочный.
Для использования данного метода нанесения изображения или декорирования различных изделий, так же покрытия изделий флоком, существует такое понятие как Трансфлок.
Перенос бархатных изображений и надписей на футболки, кепки, шевроны, вымпелы, флаги, сувениры и т.д. Трансфлок переносится путём термотрансфера. Подходит он для большинства видов тканей. Многие предприятия используют трансфлок производства CHT (Германия). Высокое качество этого трансфлока + высокий уровень соблюдения технологии переноса позволяет гарантированно сохранять надпись или изображение на изделии в течение всего срока его эксплуатации.
Технология трансфлока нова для России, но весьма продвинута на Западе. Наши специалисты имеют большой опыт работы с трансферами. Именно этот опыт помог работе с трансфлоком.
Только имея опытных специалистов, возможно, выходить на рынок с этой технологией.