От скакалок до визитниц
1 ноября 2006
Активное развитие рынка корпоративной сувенирной продукции связано в первую очередь с изменением отношения бизнеса к сувенирам. Отечественный потребитель научился выбирать, дарить и получать бизнес-подарки.
ОБЪЕМЫ МОСКОВСКОГО РЫНКА
На рекламно-сувенирную продукцию с логотипом сегодня приходится примерно1/4 общего объема рекламного рынка. Его ежегодный рост, по статистическим данным, составляет около 20%. О развитии сувенирного рынка можно судить на примере компании «Мерх Тим». Это направление она открыла 1,5 года назад.Сегодня на сувениры приходится 75% от ее общего оборота.ТОВАРЫ, УСЛУГИ, ТЕХНОЛОГИИ
В последнее время отмечается повышенный интерес к фитнесу, оздоровительным программам. Поэтому компании включают в каталоги сувенирные изделия этого направления: скакалки с измерителем уровня сброшенных калорий; шагомеры, со встроенными радиоприемником, таймером, с функцией измерения уровня сброшенных калорий, пройденной дистанции; спортивные противоударные часы с карабином,таймером, секундомером в подарочной упаковке; пульсометры. Что касается технологий, то совсем недавно появился новый метод гравировки для нанесения логотипа – теперь можно наносить надписи не только на металл, но и на стекло,дерево, бумагу. Есть возможность цветной гравировки.В последний год наиболее крупные специализированные компании стали предлагать бесплатную услугу «разработка макета» – самого изделия или его оформления (раньше эта услуга была только платной – 20–50 долларов). Традиционный пакет практически каждой сувенирной компании – изготовление и продажа сувенирной продукции, ее персонализация, доставка, а также подбор сувениров для конкретных мероприятий.
ЧТО ЗАКАЗЫВАЮТ БИЗНЕСМЕНЫ
Юридические компании для вручения корпоративных подарков клиентам и партнерам обычно выбирают классические, консервативные вещи: настольные наборы с подставками для визиток, часами; антистрессы; многофункциональное радио;наборы – ручка и карандаш, выполненные в едином стиле. IT-компании – товары для отдыха (пледы, сумки-холодильники с логотипом), термокружки с логотипом,термосы, в том числе и автомобильные. Туристические фирмы – подушки под голову(для авиа перелетов), дорожные шахматы и нарды, пледы с логотипом.ФОРМУЛА УСПЕХА
Компании, которая изготавливает сувенирную продукцию, чтобы успешно конкурировать на рынке, нужно: грамотно составленный и оформленный каталог сувенирной и промо продукции, так как часто первое впечатление о фирме формируется у клиентов именно на его основе. Наличие собственного склада,продуманных складских программ с возможностью выделения часто покупаемых позиций, а также сезонных товаров (например, осенью – это зонты, дождевики,термосы и термокружки с логотипом).Персонал – не только хорошо обученный, но имеющий интуицию, чувствующий клиента и конъюнктуру рынка. Выставочная комната, где представлены все образцы продукции, так как клиент, прежде чем заказывать сувенирку, хочет не только ее увидеть, но и повертеть в руках, посмотреть на различные варианты нанесения логотипа.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
В 2005 году объемы рынка сувенирной продукции выросли в среднем на20%. Самые продаваемые сувениры – кружки с логотипом, термосы, зонты сопровождения. Новинки – шагомеры; скакалки, измеряющие потраченные калории; спортивные часы; пульсометры.ИГРОКИ 15 + 100 + ?
На столичном рынке присутствуют 10–15 крупных игроков – производителей и поставщиков сувениров. Мелких и средних фирм – около сотни. Кроме того, в этом сегменте активно работают РА, в основном они специализируются на изготовлении изделий особого дизайна.ПЕРЕМЕНЫ
От количества . к ... В 2005 году число игроков почти не изменилось, но произошли качественные перемены: фирмы, которые занимались только персонализацией, ведут переговоры с производителями, планируя продавать сувениры. Производители осваивают прямые продажи.ЗАКАЗЧИКИ
IT – рекордсмены. Самые активные заказчики – IT-компании. Они часто проводят промоакции и, соответственно, широко используют промо-сувениры с логотипом в качестве раздаточного материала и бизнес-подарков крупным клиентами партнерам. «За последний год количество игроков на рынке сувенирной продукции практически не изменилось. Однако наметилась тенденция к переориентации уже существующих компаний»Дарья ОРЛОВА, ведущий менеджер компании «Мерх Тим»